Абзацы в электронном тексте

Абзац

Три определения…

Программа текстовый редактор во время набора текста сама следит, в каком месте очередное слово начать с новой строки. Если до конца строки пустых знакомест меньше, чем символов в слове, она сбрасывает его на новую строку.

А бывает так: в строке много свободного места, но следующее предложение нужно писать с новой строки. Это случается, когда начинается новый абзац. Так что такое абзац?

Абзац — отрезок письменной речи между двумя красными строками.

Когда мы читаем написанный текст, то всё понятно. Хотя остаётся один вопрос: что такое «красная строка», если все буквы текста одинакового цвета?

Красная строка — начальная строка абзаца. В древнерусском языке слово красный было синонимом слову «красивый»: красно солнышко, красна девица… И в старинных рукописных книгах главные начальные строки частей книги выделяли красным цветом (отсюда её название).

У англичан, например, нет понятия «красная строка». Её синоним в английском языке — «newline» (новая линия) или точнее линия на которой начинается новый абзац. Кстати и абзац они называют «paragraph» (параграф). С этим в статьях по веб-дизайну часто бывает путаница.

Абзац — отступ первой строки вправо от левой границы всех строк для наглядного отделения одной части текста от другой.

Фрагмент письменной речи между двумя красными строками или отступ (только) первой строки вправо. И то и другое опять о тексте, который читают. Но почему вдруг надо писать с новой строки?

Абзац — самая мелкая структурно-композиционная единица текста, которая состоит из одной или нескольких фраз, составляющих микротему.

Из трёх определений можно сделать вывод: абзац — это «композиционная единица» «письменной речи» от «строки», которая имеет «отступ вправо», до следующей такой же. Отступ может быть заменён другим приёмом выделения первой строки абзаца.

…и три роли

Литературная художественная роль абзаца понятна. Это изучают на уроках русского языка и литературы.

Абзац отражает намерение автора выделить в особую группу часть произведения, делая отчётливыми группировки эмоций, идей, образов…

У абзаца есть и другая роль. Если мы говорим о письменной речи, то эта роль — оформительская. Текст с однообразным рисунком линий утомляет внимание читателя. Абзацы же придают тексту эстетический вид и вносят некоторое разнообразие в серую монотонность страницы.

Абзац облегчает процесс чтения, давая глазам некоторый повод для отдыха и помогая следить за строками.

К тому же автор собирает фрагменты текста в отдельные абзацы, следуя смыслу, который он вкладывает в них. Оформление, форма, форматирование должны подчёркивать смысл заложенный автором в те или иные абзацы и их группы.

Абзацы помогает читателю понять, в каком месте закончился один смысловой фрагмент и начался следующий.

Обе роли и художественная и оформительская тесно связаны между собой. Вывод из обеих ролей очевиден: абзацы нужно выделять, чтобы они были чётко различимы. Существуют и правила форматирования текста. В этом курсе мы будем их активно использовать.

Конец абзаца

Работа программы

Программа, как мы уже знаем, не понимает ни русский, ни английский текст, ни какой другой. Для неё текст сплошной поток символов любого языка, записанный в одну длинную строку. Но она понимает, что такое абзацы и умеет их выделять.

Мы уже знаем о наличии группы Символы разрыва и знакомы с символом Пробел, который обозначает конец слова.

Можно предположить, что существует и символ конец абзаца. Чтобы начать новый абзац мы нажимаем клавишу Enter. Она, как и любая другая, имеет свой код 13. Воспользуемся моделью Текстового редактора, чтобы в этом разобраться.

Электронный набор текста.

Полный абзац

Модель показывает, что в строке справа от буквы Б есть свободные знакоместа, но буква Г, напечатана в начале новой строки. Действия модели в основном нам уже знакомы. Опишем их, чтобы понять, что же пошло не так.

  1. Клавиатура. Мы нажали на клавишу:

    • процессор клавиатуры уловил электронный сигнал;
    • определил код нажатой клавиши;
    • и в электронном виде этот код отправил в оперативную память.
  2. Оперативная память. Действия Програмы:

    • текстовый редактор получил код нажатой клавиши;
    • преобразовал его в код символа (у клавиши Enter тоже есть свой символ со своим кодом) и сохранил в рабочей области оперативной памяти;
    • программный курсор переместил к следующей ячейке в памяти;
    • подобрал символ, соответствующий сохранённому коду;
    • отправил символ на монитор.
  3. Монитор. Видимая рабочая область окна Программы:

    • полученный символ занял текущее знакоместо… но на этом действия текстового редактора не закончились как обычно;
    • символ с кодом 13 не буква и не какой-нибудь значимый для пользователя знак, относится к символам разрыва, поэтому текстовый редактор не стал отображать его на экране;
    • Точка ввода должна переместиться к следующему знакоместу, подготавливая его к приёму очередного символа.
      Однако, текстовый редактор код 13 воспринимает как инструкцию: в строке правее меня знакоместа не заполнять! Но если до конца этой строки свободные знакоместа занимать запрещено, то точка ввода вынуждена переместиться к первому знакоместу в следующей.

Так ведут себя все программы, работающие с текстом. Для них текст — коды символов, записанные в одну сплошную строку. Вся строка кодов, кодом 13 разрываются на отдельные блоки — абзацы. И каждый из них на экран выводится с новой строки.

Символы разрыва обозначают конец какого-либо текстового фрагмента, помогая программе правильно отображать его на экране.

Символы разрыва, как правило, не отображаются в рабочей области окна. Некоторые программы умеют по команде пользователя их показывать. Поэтому, несмотря на то, что мы их не видим, они существуют и это надо учитывать.

Если пользователь будет понимать, как программа «видит» текст, он сможет грамотно управлять ею. А это оформление внешнего вида абзацев каждого в отдельности и всех одновременно — типографика, создание дизайна страниц. В этом и заключается одна из сторон работы, с которой знакомятся а курсе «Веб-конструирование».

Вопросы на засыпку

Практическая работа

В обычном текстовом редакторе или в его действующей модели (Песочница № 1) наберите или вставьте скопированный текст не менее трёх абзацев.

Поставьте точку ввода после последнего символа первого абзаца и ответьте на вопросы:

  1. Какой символ находится справа от точки ввода?
  2. А какой слева?

Поставьте точку ввода перед первым символом второго абзаца и ответьте на вопросы:

  1. Если конец абзаца напечатан случайно, какую клавишу нужно нажать, чтобы «склеить» оба абзаца в один?